Massive Open Online Courses – массовые открытые онлайн курсы

Материал об истоках образования МООС 2012-2015 годов

2018-12-08 162553
MOOCMassive Open Online Courses – массовые открытые онлайн курсы – одна из современных форм дистанционного образования.

Если «заказать» любой поисковой системе поиск картинок по запросу «MOOC», то обязательно найдётся картинка наподобие той, что вынесена в заглавие этой статьи. Мы видим, что этот термин тесно связан с такими понятиями, как «Course» («курс»), «University» («университет»), «Students» («студенты»), «open» («открытость»), «Crowd-sourced» (т.е. «результат коллективного добровольного (бесплатного) труда неограниченного круга лиц – классическим примером такого решения является проект «Википедия»»); присмотревшись, здесь можно увидеть названия университетов (Stanford), крупнейших платформ MOOC (Coursera, EdX), даже имена их создателей (Andrew Ng)… Это говорит о том, что MOOC – это весьма масштабное явление, затрагивающее не только образование, но и дру-гие социальные сферы.

Отличительными чертами MOOC – являются:

⬤ Открытость – MOOC доступны через Интернет 24х7х365 без каких бы то ни бы-ло ограничений;

⬤ Мультимедийность – MOOC используют аудио, видео (в том числе интерактив-ное), 3D-миры и множество других современных технологий;

⬤ Интерактивность – MOOC обеспечивают взаимодействие обучаемых с контентом, общение их с преподавателем (тьютором) и друг с другом;

⬤ Бесплатное/условно бесплатное обучение (некоторые поставшики взимают плату только за сертификат);

⬤ Обучение в лучших университетах мира (таких как Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, Открытый университет Великобритании, МГУ, ВШЭ, МЭСИ, МФТИ, и др.).

На приведённом ниже рисунке представлены некоторые из наиболее известных сегодня поставщиков MOOC:
рис. 1 Некоторые из наиболее известных поставщиков MOOC

Эра MOOC началась в 2012 году, когда появились первые «ласточки» – платформы Udaci-ty, Coursera, EdX. Остановимся коротко на описании этих и других известных платформ МООС.

Платформа Coursera – https://www.coursera.org/

2018-12-08 170851
Рис. 2. Фрагмент баннера платформы Coursera

Как видно из приведённого выше рисунка, Coursera предлагает пройти «самые лучшие в мире курсы, онлайн, бесплатно». На начало апреля 2015 г. на платформе было представлено 1005 курсов от 117 университетов и организаций – партнёров проекта, число обучающихся и уже завершивших обучение составляло около 12,3 млн. человек. Для сравнения: в апреле 2014 г. число курсов составляло 642, число университетов – 108, пользователей – около 7, 5 млн. – то есть за год больше всего выросло количество обучаемых (боле, чем на 60%), число курсов возросло на 56%, число университетов-партнёров – примерно на 8%. (Такой медленный рост числа партнёров, очевидно, говорит о большой избирательности Coursera в установлении партнёрских отношений.)
2018-12-08 171302

Как утверждают основатели проекта Coursera профес-соры Стэнфордского университета Эндрю Ын (Andrew Ng) и Дафна Коллер (Daphne Koller) (см. Рис.3), «Coursera стремится поддержать людей в получе-нии образования с тем, чтобы улучшить их личное и семейное благососотояние, а также – благосостояние общества, в котором они живут»

Каждый вуз – партнёр Coursera имеет на портале свой профиль, где приводятся сведения о вузе и о представляемых курсах – лучшего пиара, наверное, не придумать! На приведён-ном ниже рисунке показана страница Московского физико-технического института на портале Coursera.
2018-12-08 171536
2018-12-08 171553

На Рис. 5 представлена главная страница курса «Электричество и магнетизм» (Часть I), разработанного МФТИ специально для Coursera. Обратите внимание на наличие вводного видеоролика, где автор курса представляет свой курс потенциальным слушателям, так называемых метаданных (общей информации о курсе), сроков его прохождения, по-недельного учебного плана, сведений о преподавателях, о необходимом уровне предварительной подготовки, списка рекомендуемой литературы и часто задаваемых вопросов по курсу.

Рис. 5. Страница МФТИ на Портале Coursera. Большинство MOOC имеют такую же структуру.
Каждый курс на Coursera имеет меню (см. Рис.6). Материалы представлены по неделям в определённой логической последовательности. Теоретические материалы (видео) могут прерываться вопросами для самоконтроля (это форма называется видеосеминар). Все ви-деоресурсы имеют субтитры. Видеолекции можно скачать вместе с субтитрами. Опыты представлены как отдельные видеодемонстрации.
2018-12-08 172214
Рис. 6. Основные элементы курса «Электричество и магнетизм, Часть I».

Нужно сказать, что создание МООС для последующей публикации его на такой платформе как Coursera требует больших затрат: трудовых, финансовых, материальных. Так, команда разработчиков и тьюторов каждой из 2-х частей курса «Электричество и магнетизм» насчитывает 20 человек. Стоимость разработки одного курса для Coursera оценивается в 15 — 30 тыс. долларов.

Если платформы МООС изначально предлагали пользователям обучение на отдельных электронных курсах, то сейчас наметился переход к комплексной подготовке – авторы Coursera называют такие комплексы специализациями. Под специализацией понимается «пакет» из нескольких курсов и дипломной работы. Например, специализация «Interaction Design», в рамках которых пользователи получают навыки создания интерактивных интерфейсов, включает 6 курсов и дипломный проект. Курсы предполагают определённую последовательность изучения, хотя можно изучать их и по-отдельности, вне специализации. Оплачивать также можно отдельные курсы (2 940 р.) или «пакет» целиком. Заметим, что выполнение дипломной работы рассматривается как изучение отдельного курса.

Предлагаем Вам ознакомиться со статьёй, посвящённой анализу результатов первого года сотрудничества Coursera с вузами и организациями в России: «Coursera в России: theRunet поговорил с российскими партнерами крупнейшего в мире центра онлайн-обучения». Анализ был проведён совместно с представителями Центра Digital October, занимавшегося переводами курсов, и Высшей школы экономики, активно участвующими в проекте. Отметим, что сами курсы на Coursera – все абсолютно бесплатные, но для получения сертификата необходимо заплатить. Напомним, что компания, основанная в августе 2012 г., уже к сентябрю 2013 г. только на продаже сертификатов заработала 1 млн. долларов. Кроме того, уже через год после запуск проект получил дополнительное финансирование в размере 43 млн. долларов, а в декабре 2013 г. в него было было вложено ещё 20 млн. долларов.
2018-12-08 173646

О настоящем и будущем МООС...

Как вы думаете, меняется ли отношение
к обучению через Интернет?

Определенно. Два года назад, когда мы начинали, если бы вы спросили студентов лучших универси-тетов об образовании в Интернете, вы бы получили довольно пренебрежительные ответы, потому что оно относилось к компетенции низкоуровневых учреждений и рассматривалось как некачественная форма обучения.


Все шире признается, что онлайн –составляющая должна стать значительной частью образования как в высших учебных заведениях, практикующих обучение через Интернет, так и в плане обеспе-чения доступности образования большему числу людей.

Заслуживает внимания анализ итогов обучения первого потока слушателей на курсе «Финансовые рынки и институты», разработанного профессором Высшей школы эко-номики Николаем Берзоном специально для Coursera:

http://www.hse.ru/news/edu/121...

Приведём лишь несколько фактов:

⬤ Курс был рассчитан на 9 недель;
⬤ Изначально на курс записало 16 тыс. обучающихся;
⬤ Завершило обучение лишь 2 тыс. (т.е. 12,5 %).

Отметим характерные особенности курса:

⬤ Каждая лекция состоит из нескольких видеофрагментов по 8-12 минут;
⬤ В каждый видеофрагмент встроен так назыаемый quizz – вопрос на понимание для самопроверки;
⬤ По итогам каждой из 9-ти недель обучаемые сдают тест, вопросы которого охватывают весь представленный за неделю материал;
⬤ Тест полностью компьютеризирован (все ответы проверяются автоматически);
⬤ На выполнение каждого теста отводится 3 попытки, засчитывается лишь самая удачная;
⬤ Финальная оценка формируется по накопительной системе.
DSC 8617

"Сегодня бытует мнение, что через 10-15 лет классическая форма вуза ихживет себя, и все обучение будет проходить в формате онлайн-лекций. Не знаю. Я считаю, что важно не забывать о том, что онлайн-занятие не заменит живого общения студента и преподавателя" 

Берзон Николай Иосифович 
ординарный профессор ВШЭ

Рассмотрим коротко ещё одну из крупнейших мировых платформ массового открытого онлайн обучения – платформу EdX.

Платформа EdX – https://www.EdX.org/

2018-12-08 174504
Основателями проекта EdX, запущенного в 2012 г., явились 3 ведущих университета:

⬤ Массачусетский технологический институт
⬤ Гарвардский университет
⬤ Университет Беркли, Калифорния

Девиз проекта: «Учись, развлекайся, развивай в себе тягу к познанию и к приобретению навыков, которые могут изменить твою жизнь».

На начало апреля 2015 г. на платформе EdX доступен 471 курс по самой разной тематике.

Авторы проекта ведут большую исследовательскую работу в области образовательных технологий, собирают и анализируют статистику, связанную с массовым обучением на EdX. Так, в частности, согласно данным, опубликованным в январе 2014 г., из 841 687 че-ловек, зарегистрировавшихся на EdX в течение первого года его работы,
— 43 196 человек дошли до получения сертификата об окончании;
— 35 937 человек просмотрели больше половины материалов выбранного курса;
— 469 702 не дошли и до половины курса;
— 292 852 человека вообще ни разу не заходили в электронный курс.
2018-12-08 175019

Заметим, что создание платформ MOOC – весьма дорогостоящие проекты. На Рис. 7 приведены дан-ные из аналитической статьи, опубликованной в журнале «The Wall Street Journal» в январе 2013 г. Здесь сравниваются 3 «кита» среди платформ MOOC: Coursera, EdX и Udacity на предмет разме-ра инвестиций в проект, числа уникальных пользователей и доступных курсов.

Рис. 7. Данные о затратах на открытие платформ
У каждой платформы свои требования к размещаемым на ней курсам, поэтому если вуз принял решение о разработке MOOC, необходимо провести тщательную работу по анали-зу этих требований – от этого зависит и форма представления, и даже содержание материалов. Однако, нужно отметить, MOOC на разных платформах имеют и общие черты. Так, все они обязательно содержат следующие компоненты:

⬤ метаданные (информации об университете-поставщике, авторах курса, содержа-нии и методике обучения и т.д.),
⬤ вводный видеоролик — видеопрезентация курса;
⬤ пререквизиты (англ. : pre – перед, require – требовать – знания, необходимые для изучения курса);
⬤ список литературы;
⬤ FAQ (англ.: Frequently Asked Questions – часто задаваемые вопросы);
⬤ сведения о выдаваемом сертификате;
⬤ календарный график обучения;
⬤ тесты для самоконтроля, промежуточных контрольных точек и итогового контроля
– т.е. средства обеспечения адаптивности обучения.
Столь масштабное явление как MOOC имеет практически неограниченную целевую аудиторию – от дошкольников до пользователей «третьего возраста», кардинальным образом влияет на деятельность вузов. Рассмотрим вопросы, связанные с разработкой и примене-нием MOOC, в «разрезе» различных целевых групп.

MOOC – школьникам

Современным школьникам, с раннего детства привыкшим ко всевозможным гаджетам, формат MOOC подходит как нельзя лучше – это
⬤ увлекательная, занимательная (игровая) интерактивная форма представления учебного материала;
⬤ отсутствие (нередко) менторства и «диктата», общение друг с другом, соревновательность;
⬤ пробуждение интереса к науке;
⬤ формирование представления о будущей сфере деятельности, помощь в выборе вуза;
⬤ возможность углубить знания иностранного (чаше всего – английского) языка.

Интересно, что Массачусетский технологический институт (один из трёх вузов-основателей Coursera) в январе 2015 г. запустил свой первый MOOC по механике для школьников: http://www.edutainme.ru/post/m... на платформе edX. Этот курс представляет собой усложненное введение в классическую механику, цель его – «помочь школьникам разобраться в сложных физических темах и предложить им возможность самостоятельно найти решения непростых задач». Он поможет старшеклассникам подготовиться к сдаче профильных экзаменов, даст необходимые практические навыки. Курс интересен также наличием некоего подобия виртуальных лабораторий для выполнения лабораторных работ:

https://courses.edx.org/course...

Заметим, что благодаря мультимедийности, MOOC могут «питаться»из разных источников, например, телевизионных передач, учебных сайтов, порталов открытых видеоресурсов и т.д. – но только при условии соблюдения авторских прав! В качестве примера можно привести фрагменты телепередач из популярного цикла «Галилео» на канале СТС, где в доступной школьникам на практике с помощью эксперимента объясняются многие физические законы и явления.
2018-12-08 175922
Рис. 8. Фрагменты телепередач из цикла «Галилео».

MOOC – абитуриентам

Всё сказанное выше о возможностях, открываемых MOOC перед школьниками, относится (даже в большей степени) и к абитуриентам. Для них, наряду с «китами» MOOC, существует множество разнообразных открытых электронных образовательных ресурсов, включающих видеозаписи экспериментов, презентаций и другие мультимедийные мате-риалы. Приведём лишь несколько интересных, на наш взгляд, примеров.

Интересен опыт физического факультета МГУ, где действует Лекторий для абитуриентов.
Ведущие учёные МГУ проводят лекции с демонстрацией опытов. Большая часть лекций с демонстрациями имеется в видеозаписи.
2018-12-08 180136
2018-12-08 180215

Видеозаписи используется так-же и в очном обучении – в тех случаях, когда

⬤ эксперимент опасен
(например, с ртутью);
⬤ эксперимент очень длителен (например, демонстрация диффузии паров Брома занимает около часа, в видеозаписи она длится несколько ми-нут);
⬤ требуется замедленная съемка;
⬤ оборудование неисправно.

Рис. 9 . Фрагмент главной страницы «Лектория для абитуриентов» на
Портале МГУ видеозапись одного из экспериментов.
Ниже приведены примеры открытых электронных образовательных ресурсов по физике для школьников (в том числе – абитуриентов). Ресурсы содержат полезный теоре-тический материал и видеоресурсы.
2018-12-08 180522
Рис. 10 . Фрагмент главной страницы Портала «Классная физика!» http://class-fizika.narod.ru/, одобренного Министерством Образования и науки Российской Федерации
Многие вузы размещают открытые электронные ресурсы на бесплатных хостингах. На Рис.11 приведён пример анимированной иллюстрации законов отражения света – одной из иллюстраций электронного курса «Геометрическая оптика» на популярном бесплатном хостинге narod.ru.
2018-12-08 180739

Рис.11. Анимированная иллюстрации принципа отражения света в плоском зеркале –http://diplomivanov.narod.ru/.

Кнопки позволяют управлять процессом, «перемещаясь» вперёд и назад по его стадиям.

Многие преподаватели вузов считают, что создание электронных курсов и, в частности, анимированных иллюстраций для них может составить хорошую тему курсовых или дипломных работ.

Остановимся теперь на возможностях, которые обучение на МООС открывает для студентов.

MOOC – студентам

В дополнение к перечисленным выше возможностям, которые использование МООС от-крывает для школьников, для студентов – это ещё и

⬤ возможность учиться в лучших вузах мира;
⬤ возможность перезачёта на зачёте/экзамене в вузе;
⬤ возможность углубить знания иностранных языков (если обучение происходит на иностранном языке).
Чтобы не быть голословными, рассмотрим в качестве примера MOOC онлайн курсы на Портале HTMLAcademy (https://htmlacademy.ru), фрагмент главной страницы которого приведён ниже.
2018-12-08 181055
Портал HTMLAcademy предлагает пользователям большое количество онлайн курсов по очень востребованным сегодня технологиям создания веб-документов: языку HTML и спецификации CSS. Портал содержит курсы разного уровня сложности – от новичка до профессионала. Большую помощь в выборе курса оказывает пользователям наличие так называемой «Карты обучения», которая показывает в какой последовательности лучше изучать курсы.

Очень удобным, на наш взгляд, является наличие ознакомительного курса, который «погружает» обучаемого в изучаемую среду. Ознакомившись с эти курсом, хочет пройти и другие! Нажав на кнопку «Начать обучение», пользователь оказывается на странице, раз-делённой на несколько интерактивных областей. Он одновременно видит:

⬤ HTML-код документа;
⬤ редактор стилей этого документа (изначально - пустой);
⬤ результат представления этого документа во встроенном браузере;
⬤ текст задания, которое предусматривает какие-то действия с кодом или стилевыми назначениями документа.

Все сделанные пользователем изменения немедленно отображаются в окне браузера. Как только задание будет выполнено верно, появится кнопка перехода к следующему заданию. При необходимости, нажав на кнопку «Теория», пользователь может посмотреть краткие теоретические сведения по теме задания. Сложность заданий постепенно увеличивается, это «затягивает» обучаемого, пробуждает интерес к обучению. Аналогичный принцип лежит в основе всех остальных курсов. В отличие от ознакомительного курса, они требуют регистрации, хотя и являются бесплатными. Это необходимо для организации личного кабинета обучаемого.
Наряду с бесплатными курсами, портал HTMLAcademy предлагает платный интенсив- курс, рассчитанный на 1 месяц. На Рис. 12. показана главная страница интенсива.
2018-12-08 181330
Рис.12. Главная страница онлайн-интенсива «Создание веб-интерфейсов с помощью HTML5 и CSS».
Перечислим основные черты MOOC на HTMLAcademy. Это:

⬤ Хорошая структурированность (наличие карты обучения, продуманная последовательность прохождения курсов);
⬤ Возможность пройти ознакомительный курс без регистрации;
⬤ Высокий уровень интерактивности – все действия обучаемого динамически отражаются во встроенном браузере;
⬤ «Порционность» подачи материала – даются только те сведения, которые необходимы для выполнения задания, теория тут же проверяется на практике;
⬤ Продуманная очерёдность заданий, чёткая траектория обучения;
⬤ Дружественный интерфейс, возможность обратиться за консультацией к тьютору, непринуждённый стиль общения;
⬤ Эксплицитность – (англ.: explicit - явный) – разъяснение целей всего курса и каждого задания;
⬤ Большое число бесплатных курсов, доступные цены на платные.
Перечисленные характеристики не являются специфичными для курсов HTMLAcademy. Такими свойствами обладает большинство MOOC.
Рассмотрим ещё одну популярную русскоязычную открытую систему электронно-го образования – Универсариум (http://universarium.org/).
2018-12-08 191630

Рис.13. Главная страница Портала «Универсариум».

Все курсы на «Универсариуме» абсолютно бесплатны. Среди вузов – участников проекта (МИФИ, МФТИ, МГУ) есть те, которые уже запустили свои курсы, так и те, которые лишь готовятся к запуску – всего (на начало апреля 2015 г.) запущено 63 курса по 22 категориям; число зарегистрированных пользователей Портала, превышало 367 тыс. человек.
2018-12-08 191805

Рис.14. Перечень кате-горий и наиболее по-пулярные MOOC представлены на глав-ной странице Портала «Универсариум» в разделе «Каталог»:

http://universarium.org/#/cata...

Говоря о российских поставщиках МООС, нельзя обйти вниманием российскую платформу онлайн-обучения – Uniweb (http://uniweb.ru/).
2018-12-08 191923

Рис.15. Главная страница Портала «Uniweb».

Среди вузов-партнеров проекта «Uniweb» – МГУ, УрФУ, Институт бизнеса и делового администрирования – на начало апреля 2015 г. – всего 10 ведущих университетов России. Тематика курсов (их всего – 45 по 10 программам), в основном, связана с бизнесом. Обучение возможно в трех различных форматах – на выбор слушателя:

1) отдельные курсы;
2) программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
3) программа «Мастер делового администрирования».

На Портале предусмотрена обязательная регистрация пользователей, у каждого пользователя есть личный кабинет.
Каждый курс допускает разные планы прохождения материала:

⬤ бесплатный – легкий старт – ограниченный доступ к материалам курса;
⬤ персональный – полный доступ к материалам курса после оплаты;
⬤ повышение квалификации –полный платный доступ к материалам курса с получением документа (количество мест и время начала обучения ограничены).
Заметим, что в свободном бесплатном доступе находится очень мало материала – несколько видео и вопросов для самоконтроля. Все теоретические материалы, тесты, задания находятся в платном доступе. Обучаемый в любой момент может сменить план обучения. В курсе оперативно отображается информация о прогрессе студента – в личном кабинете обучаемый видит текущий процент выполненной им учебной нагрузки по курсу. Каждый курс снабжён своим регламентом прохождения, где указано, в частности, число попыток прохождения тестов., какая оценка идёт в зачёт и т.д..
Ещё одним набирающим популярность русскоязычным просветительским проектом МООС является платформа «Лекториум» (https://www.lektorium.tv/).
«Лекториум» развивает два направления:

1. Медиатека - коллекция видеолекций лучших лекторов России. Все материалы публикуются только по согласованию с лекторами и учебными заведениями. Доступ к библиотеке видео - свободный и бесплатный.
2. MOOC (Massive Online Open Course) - онлайн курсы нового поколения.
2018-12-08 192236

Рис.16. Главная страница проекта «Лекториум».

«Лекториум» имеет студию, предлагающую студию записи видеоконтента и трансляции.

Приведём цитату о МООС директора проекта Якова Сомова:

«MOOC — это технология, которая состоит из пяти компонентов:
⬤  первый — видеоролики, записанные в студии специально для этого курса, которые длятся 7–10 минут;
второй — тесты и домашние задания, проверку которых можно автоматизировать,
третий — обратная связь, общение на форумах, вебинары,
четвертый — дедлайны и
пятый — массовость.

Если убрать какой-то из этих компонентов, то получится другой продукт».

Заметим, что это определение не является окончательным, т.к. будучи сравнительно новым явлением, МООСи находятся в стадии активного развития.

Тема MOOC – необычайно широка и во многом дискуссионна. Этой заметкой мы хотели лишь познакомить посетителей сайта Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ с этим важным явлением в развитии образования во всём мире. 

Источник: https://eto.kai.ru/resources/e...
Товар добавлен в корзину
Оформить заказ

Смотрите также
от {{product.formated_min_price}}