Massive Open Online Courses – массовые открытые онлайн курсы
Материал об истоках образования МООС 2012-2015 годов
Если «заказать» любой поисковой системе поиск картинок по запросу «MOOC», то обязательно найдётся картинка наподобие той, что вынесена в заглавие этой статьи. Мы видим, что этот термин тесно связан с такими понятиями, как «Course» («курс»), «University» («университет»), «Students» («студенты»), «open» («открытость»), «Crowd-sourced» (т.е. «результат коллективного добровольного (бесплатного) труда неограниченного круга лиц – классическим примером такого решения является проект «Википедия»»); присмотревшись, здесь можно увидеть названия университетов (Stanford), крупнейших платформ MOOC (Coursera, EdX), даже имена их создателей (Andrew Ng)… Это говорит о том, что MOOC – это весьма масштабное явление, затрагивающее не только образование, но и дру-гие социальные сферы.
Отличительными чертами MOOC – являются:
⬤ Открытость – MOOC доступны через Интернет 24х7х365 без каких бы то ни бы-ло ограничений;
⬤ Мультимедийность – MOOC используют аудио, видео (в том числе интерактив-ное), 3D-миры и множество других современных технологий;
⬤ Интерактивность – MOOC обеспечивают взаимодействие обучаемых с контентом, общение их с преподавателем (тьютором) и друг с другом;
⬤ Бесплатное/условно бесплатное обучение (некоторые поставшики взимают плату только за сертификат);
⬤ Обучение в лучших университетах мира (таких как Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, Открытый университет Великобритании, МГУ, ВШЭ, МЭСИ, МФТИ, и др.).
На приведённом ниже рисунке представлены некоторые из наиболее известных сегодня поставщиков MOOC:
Платформа Coursera
Как утверждают основатели проекта Coursera профес-соры Стэнфордского университета Эндрю Ын (Andrew Ng) и Дафна Коллер (Daphne Koller) (см. Рис.3), «Coursera стремится поддержать людей в получе-нии образования с тем, чтобы улучшить их личное и семейное благососотояние, а также – благосостояние общества, в котором они живут»
На Рис. 5 представлена главная страница курса «Электричество и магнетизм» (Часть I), разработанного МФТИ специально для Coursera. Обратите внимание на наличие вводного видеоролика, где автор курса представляет свой курс потенциальным слушателям, так называемых метаданных (общей информации о курсе), сроков его прохождения, по-недельного учебного плана, сведений о преподавателях, о необходимом уровне предварительной подготовки, списка рекомендуемой литературы и часто задаваемых вопросов по курсу.
Нужно сказать, что создание МООС для последующей публикации его на такой платформе как Coursera требует больших затрат: трудовых, финансовых, материальных. Так, команда разработчиков и тьюторов каждой из 2-х частей курса «Электричество и магнетизм» насчитывает 20 человек. Стоимость разработки одного курса для Coursera оценивается в 15 — 30 тыс. долларов.
Если платформы МООС изначально предлагали пользователям обучение на отдельных электронных курсах, то сейчас наметился переход к комплексной подготовке – авторы Coursera называют такие комплексы специализациями. Под специализацией понимается «пакет» из нескольких курсов и дипломной работы. Например, специализация «Interaction Design», в рамках которых пользователи получают навыки создания интерактивных интерфейсов, включает 6 курсов и дипломный проект. Курсы предполагают определённую последовательность изучения, хотя можно изучать их и по-отдельности, вне специализации. Оплачивать также можно отдельные курсы (2 940 р.) или «пакет» целиком. Заметим, что выполнение дипломной работы рассматривается как изучение отдельного курса.
Предлагаем Вам ознакомиться со статьёй, посвящённой анализу результатов первого года сотрудничества Coursera с вузами и организациями в России: «Coursera в России: theRunet поговорил с российскими партнерами крупнейшего в мире центра онлайн-обучения». Анализ был проведён совместно с представителями Центра Digital October, занимавшегося переводами курсов, и Высшей школы экономики, активно участвующими в проекте. Отметим, что сами курсы на Coursera – все абсолютно бесплатные, но для получения сертификата необходимо заплатить. Напомним, что компания, основанная в августе 2012 г., уже к сентябрю 2013 г. только на продаже сертификатов заработала 1 млн. долларов. Кроме того, уже через год после запуск проект получил дополнительное финансирование в размере 43 млн. долларов, а в декабре 2013 г. в него было было вложено ещё 20 млн. долларов.
О настоящем и будущем МООС...
Как вы думаете, меняется ли отношение
к обучению через Интернет?
Определенно. Два года назад, когда мы начинали, если бы вы спросили студентов лучших универси-тетов об образовании в Интернете, вы бы получили довольно пренебрежительные ответы, потому что оно относилось к компетенции низкоуровневых учреждений и рассматривалось как некачественная форма обучения.
Все шире признается, что онлайн –составляющая должна стать значительной частью образования как в высших учебных заведениях, практикующих обучение через Интернет, так и в плане обеспе-чения доступности образования большему числу людей.
⬤ Курс был рассчитан на 9 недель;
⬤ Изначально на курс записало 16 тыс. обучающихся;
⬤ Завершило обучение лишь 2 тыс. (т.е. 12,5 %).
Отметим характерные особенности курса:
⬤ Каждая лекция состоит из нескольких видеофрагментов по 8-12 минут;
⬤ В каждый видеофрагмент встроен так назыаемый quizz – вопрос на понимание для самопроверки;
⬤ По итогам каждой из 9-ти недель обучаемые сдают тест, вопросы которого охватывают весь представленный за неделю материал;
⬤ Тест полностью компьютеризирован (все ответы проверяются автоматически);
⬤ На выполнение каждого теста отводится 3 попытки, засчитывается лишь самая удачная;
⬤ Финальная оценка формируется по накопительной системе.
"Сегодня бытует мнение, что через 10-15 лет классическая форма вуза ихживет себя, и все обучение будет проходить в формате онлайн-лекций. Не знаю. Я считаю, что важно не забывать о том, что онлайн-занятие не заменит живого общения студента и преподавателя"
Берзон Николай Иосифович
ординарный профессор ВШЭ
Платформа EdX
⬤ Массачусетский технологический институт
⬤ Гарвардский университет
⬤ Университет Беркли, Калифорния
Девиз проекта: «Учись, развлекайся, развивай в себе тягу к познанию и к приобретению навыков, которые могут изменить твою жизнь».
На начало апреля 2015 г. на платформе EdX доступен 471 курс по самой разной тематике.
Авторы проекта ведут большую исследовательскую работу в области образовательных технологий, собирают и анализируют статистику, связанную с массовым обучением на EdX. Так, в частности, согласно данным, опубликованным в январе 2014 г., из 841 687 че-ловек, зарегистрировавшихся на EdX в течение первого года его работы,
— 43 196 человек дошли до получения сертификата об окончании;
— 35 937 человек просмотрели больше половины материалов выбранного курса;
— 469 702 не дошли и до половины курса;
— 292 852 человека вообще ни разу не заходили в электронный курс.
Заметим, что создание платформ MOOC – весьма дорогостоящие проекты. На Рис. 7 приведены дан-ные из аналитической статьи, опубликованной в журнале «The Wall Street Journal» в январе 2013 г. Здесь сравниваются 3 «кита» среди платформ MOOC: Coursera, EdX и Udacity на предмет разме-ра инвестиций в проект, числа уникальных пользователей и доступных курсов.
⬤ метаданные (информации об университете-поставщике, авторах курса, содержа-нии и методике обучения и т.д.),
⬤ вводный видеоролик — видеопрезентация курса;
⬤ пререквизиты (англ. : pre – перед, require – требовать – знания, необходимые для изучения курса);
⬤ список литературы;
⬤ FAQ (англ.: Frequently Asked Questions – часто задаваемые вопросы);
⬤ сведения о выдаваемом сертификате;
⬤ календарный график обучения;
⬤ тесты для самоконтроля, промежуточных контрольных точек и итогового контроля
– т.е. средства обеспечения адаптивности обучения.
-
Выбор комплектации студии
-
Выбор помещения студии
-
Согласование ремонта
-
Предлагаем дизайн и
комплектацию студии -
Сроки установки студии
-
Создание и согласование 3д макета
-
Монтаж студии
-
Установка и настройка оборудования
-
Приём объекта
-
Тех. поддержка от 3-х месяцев
-
Гарантийное обслуживание
-
Начало работы студии
-
Совместная запись первого ролика
-
Консультации по возникшим вопросам
MOOC – школьникам
⬤ отсутствие (нередко) менторства и «диктата», общение друг с другом, соревновательность;
⬤ пробуждение интереса к науке;
⬤ формирование представления о будущей сфере деятельности, помощь в выборе вуза;
⬤ возможность углубить знания иностранного (чаше всего – английского) языка.
Интересно, что Массачусетский технологический институт (один из трёх вузов-основателей Coursera) в январе 2015 г. запустил свой первый MOOC по механике для школьников на платформе edX. Этот курс представляет собой усложненное введение в классическую механику, цель его – «помочь школьникам разобраться в сложных физических темах и предложить им возможность самостоятельно найти решения непростых задач». Он поможет старшеклассникам подготовиться к сдаче профильных экзаменов, даст необходимые практические навыки. Курс интересен также наличием некоего подобия виртуальных лабораторий для выполнения лабораторных работ.
Заметим, что благодаря мультимедийности, MOOC могут «питаться»из разных источников, например, телевизионных передач, учебных сайтов, порталов открытых видеоресурсов и т.д. – но только при условии соблюдения авторских прав! В качестве примера можно привести фрагменты телепередач из популярного цикла «Галилео» на канале СТС, где в доступной школьникам на практике с помощью эксперимента объясняются многие физические законы и явления.
MOOC – абитуриентам
Интересен опыт физического факультета МГУ, где действует Лекторий для абитуриентов.
Ведущие учёные МГУ проводят лекции с демонстрацией опытов. Большая часть лекций с демонстрациями имеется в видеозаписи.