Гибридное обучение: что это, как внедрить

Гибридное обучение: что это, как внедрить

Гибридное обучение – это формат образования, совмещающий элементы традиционного офлайн обучения в классе с преподавателем и онлайн обучения с использованием цифровых инструментов и платформ. При гибридном подходе часть учебной программы осваивается очно, а часть – дистанционно через интернет.

Гибридный формат обладает рядом преимуществ: гибкость и доступность, безопасность, повышенная вовлеченность и эффективность за счет использования цифровых инструментов. Но есть и сложности: необходимость синхронизации, недостаток живого общения, трудности адаптации и поддержания мотивации у части аудитории.

Чтобы внедрить гибридное обучение в учебный процесс, необходимо разобраться какие виды и модели существуют
Гибридное и смешанное обучение
Гибридное обучение часто путают со смешанным, однако между ними есть важное различие. В гибридном формате онлайн и офлайн компоненты идут параллельно: одни студенты занимаются в аудитории, другие – удаленно в это же время. В смешанном обучении те же учащиеся попеременно работают то очно, то дистанционно в разное время.
1
   
901d9412-9fdd-44e8-a65c-2a26b72a27ed
  
Сходства:
Оба формата объединяют в себе элементы онлайн- и офлайн-обучения.
Оба формата позволяют сделать образование более гибким и доступным.
Оба формата могут повысить вовлеченность студентов в учебный процесс.
Различия:
В гибридном формате онлайн- и офлайн-обучение происходят параллельно, то есть разные группы студентов занимаются одновременно, но в разных форматах.
В смешанном формате все участники последовательно сменяют режимы деятельности, переходя из одной обучающей среды в другую.
Модели гибридного обучения
Существует несколько моделей гибридного обучения, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества. Согласно Джону Спенсеру, эксперту в области гибридного обучения, можно выделить пять основных моделей:
1. Дифференцированная модель:

В этой модели онлайн- и офлайн-студенты изучают один и тот же материал, но с использованием разных методов и инструментов. Например, офлайн-студенты могут участвовать в групповых дискуссиях, а онлайн-студенты – выполнять индивидуальные задания.
2
889e8864-fa84-4b35-a317-aa3cd797240f
2. Мультитрековая модель:

Студенты делятся на несколько групп, каждая из которых следует своей образовательной траектории.
3. А/В-модель:

В этой модели студенты чередуют онлайн- и офлайн-занятия. Например, одна неделя может быть посвящена онлайн-обучению, а следующая – очному.
4. Автономно-проектная модель:

Студенты работают над проектами, используя как онлайн-, так и офлайн-ресурсы.
5. Виртуальная групповая модель:

Онлайн-студенты объединяются в виртуальные группы и работают над заданиями вместе, время от времени подключаясь к очным занятиям.
Выбор формата и модели
Выбор формата (гибридного или смешанного) и модели – зависит от ряда факторов, таких как:
Цели и задачи программы/занятия.
   
Характеристики целевой аудитории.
   
Ресурсы и возможности учебного заведения.
   
Например, если программа/занятие направлена на развитие навыков командной работы, то наиболее подходящей может быть дифференцированная модель или виртуальная групповая модель.

Если же программа/занятие предполагает большой объем самостоятельной работы, то можно использовать автономно-проектную модель.

Важно отметить, что не существует универсального формата обучения, который подходил бы для всех программ/занятий. Выбор формата – это всегда индивидуальное решение, которое должно приниматься с учетом всех факторов.
Как внедрить гибридное образование в учебное учреждение
Проектирование и создание гибридной программы является сложным и многогранным процессом, требующим тщательного планирования и подготовки. Вот ключевые шаги, которые необходимо предпринять для успешного внедрения гибридного обучения в учебном заведении.
Оценка возможностей и сложностей
Прежде чем приступить к разработке гибридной программы, важно ответить на фундаментальный вопрос: "Зачем?". Организации необходимо четко понимать, почему ей нужно гибридное обучение, какие преимущества оно принесет обучающимся и почему стоит вкладывать в это ресурсы и обучать преподавателей. Необходимо найти баланс между возможностями, которые открывает гибридный формат (добавленная ценность для студентов), и вызовами, связанными с его внедрением (расходы, затраты времени и усилий).
Анализ и корректировка учебных целей
При переходе на гибридный формат обучения важно пересмотреть учебные цели курса. Некоторые цели могут быть легче достижимы в очном режиме, другие - в онлайн-среде. Необходимо оценить, насколько каждая учебная цель достижима в зависимости от режима участия обучающегося (онлайн или офлайн), и скорректировать цели с учетом онлайн-компонента, если это необходимо.
Планирование учебных активностей для онлайн и офлайн групп
Одной из ключевых задач при разработке гибридной программы является детальное планирование учебных активностей для обеих групп студентов - онлайн и офлайн. Необходимо подробно расписать предполагаемые учебные активности, а также определить необходимые для их реализации ресурсы. Крайне важно обеспечить максимально аутентичный и полноценный учебный опыт для обучающихся вне зависимости от их режима участия.
Адаптация контента и оценивания
Материалы, разработанные исключительно для очного обучения, вряд ли подойдут для гибридного формата. Поэтому программу и учебные материалы к ней придется создавать практически с нуля, используя современные методы проектирования учебного контента, такие как технология дизайн-мышления. Также необходимо предусмотреть разнообразные практики оценивания успеваемости студентов - для очных, синхронных и асинхронных онлайн-активностей.
Правила и Learning Contract для гибридного курса
Для эффективной организации гибридного обучения важно заранее установить четкие правила поведения и коммуникации для всех участников процесса. Learning Contract (учебный договор) может включать в себя правила посещаемости и дисциплины, нормы использования видеокамер, чата и доступа к материалам, а также систему оценивания успеваемости.
Проведение пробных занятий и доработка программы
Гибридный формат обучения настолько непривычен и сложен в реализации, что обязательно потребует проведения пробных (пилотных) занятий для тестирования обучающих сценариев, предполагаемых учебных активностей и технологических решений. По итогам пилотирования необходимо внести коррективы в программу курса и методические указания для преподавателей.
Внедрение гибридного образования - это масштабный и трудоемкий процесс, требующий системного подхода и совместных усилий администрации, преподавателей и технических специалистов учебного заведения. Однако при правильной реализации гибридный формат открывает новые возможности для повышения доступности и качества обучения.