Какие образовательные продукты и услуги из России ждёт успех на глобальном рынке
EduNet, международный рынок образования, – очевидный кандидат на включение в плеяду рынков НТИ. Думаю, в 2019 году он станет одним из главных открытий Национальной технологической инициативы. На новогодних праздниках, готовя комментарии к концепции будущей дорожной карты EduNet, составленной Олегом Подольским, Нурланом Киясовым и Александром Ларьяновским, я задался вопросом: а какие типы продуктов и услуги родом из России имеют особые предпосылки для успеха на глобальном рынке? В итоге у меня получилась своеобразная записная книжка EdTech-продуктов, которой я решил поделиться с общественностью:
● Uber-подобные решения, связывающие учителей с их учениками (пример – Skyeng); такие продукты относительно легко масштабируются; и, что важно на первом этапе, производящие их компании имеют ресурсную базу для старта работы по «дорожной карте» до получения финансовой поддержки от государства;
● автоматические системы, легко адаптируемые или локализируемые под другие рынки (примеры - Учи.ru, Html-академия);
● платформенные экосистемные проекты в области онлайн-образования (традиционная тройка – «Лекториум, «Универсариум», «Степик»); здесь главным ограничением станет языковой барьер – пока основной контент здесь на русском; с другой стороны на том же «Степике» хорошо отлажена автоматизация проверки заданий (особенно хорошо – для курсов по математике и программированию) и методики составления курсов;
● далее – конструкторы и киты, возникшие на стыке рынков НТИ и «кружкового движения», обкатанные на «Олимпиаде НТИ» и в сети «Кванториумов» (условно говоря – «русская инженерная школа»: спутники, автономные энергетические системы, беспилотники для любых сред, кибербезопасность и др.); достоинство – отработанная связка «железа», софта и педагогических методик. Ограничение – «железо» замедляет масштабирование;
● образовательные оффлайн-франшизы («Кодабра», «Лига роботов», «Алгоритмика» и др.); хорошо должны продаваться на волне побед на программистских и инженерных соревнованиях: «русская математическая/программистская школа», «русские хакеры», «русские тренеры как Харламов». Полагаю, что мощный толчок к развитию здесь можно получить после грядущей победы российской сборной на чемпионате мира WorldSkills в Казани;
● образование в виртуальной и дополненной реальности. Тут многое ещё зыбко, но совершенно точно известно, что искать мощные рыночные продукты нужно на стыке компетенций в области виртуальной реальности – и методики преподавания. Чистые Edutainment-решения исчерпали себя. Наш Центр НТИ уже нашёл на рынке продукты в области химии, математики, географии, английского языка и в 2019 году запускает масштабное педагогическое исследование их эффективности.
Это если считать только уже существующие решения. Но для глобальной конкурентоспособности важно найти правильные форматы синергии с лидерами в области содержания и педагогических методик из прошлого, до НТИ, «уклада»: советская/российская школа обучения математике, например – команда Ивана Ященко; образование в области физики, например – Артём Воронов и заочная школа Физтеха; программирование и команда олимпиадников из ИТМО во главе с Анатолием Шалыто; в этом же ряду – Инженерная школа – Бауманка, МАИ (и лично Михаил Погосян), ТРИЗ (возможно в исходном понимании, а не в современном); а ещё большой содержательный задел есть в области литературы (Dostoevskiy & Tolstoy), театра, и даже скандально известного современного российского акционизма. Всё это – «бренды», которые уже известны на мировом рынке, и вопрос состоит в том, сумеем ли мы «упаковать» их в логику рынка EduNet.
А ещё, полагаю, на полях записной книжки должны появиться сильнейшие игротехнические школы, которые получили новую жизнь в России в последние пять-семь лет, но их выход на глобальные рынки представляется возможным только как элемент продвижения российских think tank, а это уже не чистое образование.
И, конечно, нужно держать в голове решения в области образования на основе данных, грозящие перевернуть рынок. В этой сфере идёт гонка, в России все шансы выиграть её есть у «Университета 20.35».
Вдохновляющий список, не так ли? :-)
● Uber-подобные решения, связывающие учителей с их учениками (пример – Skyeng); такие продукты относительно легко масштабируются; и, что важно на первом этапе, производящие их компании имеют ресурсную базу для старта работы по «дорожной карте» до получения финансовой поддержки от государства;
● автоматические системы, легко адаптируемые или локализируемые под другие рынки (примеры - Учи.ru, Html-академия);
● платформенные экосистемные проекты в области онлайн-образования (традиционная тройка – «Лекториум, «Универсариум», «Степик»); здесь главным ограничением станет языковой барьер – пока основной контент здесь на русском; с другой стороны на том же «Степике» хорошо отлажена автоматизация проверки заданий (особенно хорошо – для курсов по математике и программированию) и методики составления курсов;
● далее – конструкторы и киты, возникшие на стыке рынков НТИ и «кружкового движения», обкатанные на «Олимпиаде НТИ» и в сети «Кванториумов» (условно говоря – «русская инженерная школа»: спутники, автономные энергетические системы, беспилотники для любых сред, кибербезопасность и др.); достоинство – отработанная связка «железа», софта и педагогических методик. Ограничение – «железо» замедляет масштабирование;
● образовательные оффлайн-франшизы («Кодабра», «Лига роботов», «Алгоритмика» и др.); хорошо должны продаваться на волне побед на программистских и инженерных соревнованиях: «русская математическая/программистская школа», «русские хакеры», «русские тренеры как Харламов». Полагаю, что мощный толчок к развитию здесь можно получить после грядущей победы российской сборной на чемпионате мира WorldSkills в Казани;
● образование в виртуальной и дополненной реальности. Тут многое ещё зыбко, но совершенно точно известно, что искать мощные рыночные продукты нужно на стыке компетенций в области виртуальной реальности – и методики преподавания. Чистые Edutainment-решения исчерпали себя. Наш Центр НТИ уже нашёл на рынке продукты в области химии, математики, географии, английского языка и в 2019 году запускает масштабное педагогическое исследование их эффективности.
Это если считать только уже существующие решения. Но для глобальной конкурентоспособности важно найти правильные форматы синергии с лидерами в области содержания и педагогических методик из прошлого, до НТИ, «уклада»: советская/российская школа обучения математике, например – команда Ивана Ященко; образование в области физики, например – Артём Воронов и заочная школа Физтеха; программирование и команда олимпиадников из ИТМО во главе с Анатолием Шалыто; в этом же ряду – Инженерная школа – Бауманка, МАИ (и лично Михаил Погосян), ТРИЗ (возможно в исходном понимании, а не в современном); а ещё большой содержательный задел есть в области литературы (Dostoevskiy & Tolstoy), театра, и даже скандально известного современного российского акционизма. Всё это – «бренды», которые уже известны на мировом рынке, и вопрос состоит в том, сумеем ли мы «упаковать» их в логику рынка EduNet.
А ещё, полагаю, на полях записной книжки должны появиться сильнейшие игротехнические школы, которые получили новую жизнь в России в последние пять-семь лет, но их выход на глобальные рынки представляется возможным только как элемент продвижения российских think tank, а это уже не чистое образование.
И, конечно, нужно держать в голове решения в области образования на основе данных, грозящие перевернуть рынок. В этой сфере идёт гонка, в России все шансы выиграть её есть у «Университета 20.35».
Вдохновляющий список, не так ли? :-)
Дмитрий Земцов
проректор по развитию ДВФУ, руководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35
Источник:
Национальная Технологическая Инициатива 20:35 ИнформБюро http://ntinews.ru/blog/publications/?author=8