Как внедряют технологии в обычной региональной школе
Как внедряют технологии в обычной региональной школе
Участник программы «Учитель для России» и учитель английского языка в калужской средней общеобразовательной школе №2 Александр Стариков рассказывает, зачем уходить из банка в сферу образования и как сделать урок интерактивным даже в условиях отсутствия смартфонов у большинства учеников.

С чего все начиналось

Я учился на факультете экономики и управления Южно-Уральского государственного университета, и после окончания мне предложили хорошую работу в финансовом управлении банка. Во мне видели потенциал, я много работал и находился в постоянном движении. По линии банка я перевелся из Челябинска в Москву. За пять лет работы в банковской сфере мне приходилось заниматься и аналитической работой, и клиентским менеджментом, и проектной деятельностью, и организацией процессов, и групповым взаимодействием. Если проводить параллели со сферой образования, то по итогам я получил не только профессиональные навыки, но и метапрофессиональные.

По итогам пяти лет я понял, что банковская отрасль неминуемо видоизменяется, человеческий капитал все больше замещается продуктами машинного обучения, и возможностей для самореализации и взаимодействия с людьми остается все меньше. Параллельно с основной работой я всегда имел отношение к обучению: занимался повышением финансовой грамотности у студентов, учил банковских сотрудников работе на финансовых рынках, выступал наставником в рамках системы менторства в банке, организовывал для коллег новостные летучки на английском языке.

По выходным я занимался с иностранцами русским языком, а с русскоговорящими — английским. В какой-то момент удовлетворение от хобби стало перевешивать внутренние ощущения от основной работы.

С программой «Учитель для России» я познакомился случайно: увидел информацию в рассылке и пришел на ближайшее мероприятие — публичные выступления детей из школ-партнеров в формате TED. Так все и закрутилось. Наравне с поддержкой при адаптации к работе учителя ключевым фактором принятия решения стало то, что два года в школе — одна из лучших возможностей определиться в сфере образования и понять контекст обычных общеобразовательных российских школ через реальную практическую работу.

В последние дни перед началом первого учебного года я осматривал школу с мыслями, что все не так-то плохо: проекторы в кабинетах на первом этаже, компьютеры рядом с ними, кабинет информатики на втором этаже. Как начнем сейчас в едином порыве учить английский язык, расширять горизонты детей, использовать интерактивные и информационные технологии, красота! Сколько ярких впечатлений еще впереди!

Однако в первые же недели пришлось поубавить амбиции. Оказалось, что в школе довольно интенсивная загруженность кабинетов, и я оказался резидентом кабинета, где преподают технологии для девочек.
Кабинет, где проходит урок "Технологии" для девочек

Впечатления и правда получились яркими, однако уже по другому поводу. Я задумался: как преобразовать пространство со старыми швейными машинами и изделиями народного творчества для эффективного изучения языка? Ситуация осложнялась еще и тем, что у большинства детей скромный достаток, у многих просто нет возможности включаться в интерактивное взаимодействие с использованием телефонов.

Иногда они есть в кнопочном варианте, иногда просто отсутствуют. Работать дома с заданиями в сети дети тоже не могут. Компьютеры – также скорее роскошь, чем обыденность. Мне нужны были простые, но эффективные решения здесь и сейчас. И я их нашел.

1. Стены и окружающие предметы

Мы с детьми придумали простые решения по изменению пространства. Мы начали работать со стенами и окружающими предметами: обвешивали все карточками с названиями, а любую ровную поверхность использовали как интерактивный конструктор.
Карточки с английскими словами

Цветом делили слова на части речи, а малярный скотч позволял оперативно видоизменять лексику класса, почти как в онлайн-генераторе облака слов.

2. Bluetooth-колонка 

Проблему отсутствия колонок и любого другого аудиооборудования мы решили с помощью самой простой портативной Bluetooth-колонки. Запрос у нас был простой: громкий звук и синхронизация с телефоном через Bluetooth. Это вполне укладывалось в две тысячи рублей.

В дальнейшем идея интерфейсной озвучки получила развитие с ребятами, которые занимались групповыми видами спорта за рамками школы. Например, на пробежках я подключал неруссифицированное приложение Runtastic, которое порционно выдавало информацию о расстоянии, перепадах высот, физической нагрузке, погодных условиях. Выходило просто, технологично и эффективно.

3. Простыня в качестве экрана

На следующем этапе мы с учениками решали вопрос с экраном. Мы все-таки узнали о существовании одного свободного во внеучебное время проектора в школе. Я принес свой ноутбук, ребята — гигантскую простыню, и мы запустили просмотр небольших короткометражек и полноценных фильмов в формате киноклуба.
Экран

Сейчас мы шутим, что это второй по величине экран кинотеатра в городе.

4. Plickers для проверки знаний

По мере выстраивания доверительных отношений с ребятами мы постепенно усложняли и вводили более разнообразные форматы взаимодействия на уроке, тем более что позднее у нас стала появляться возможность иногда попадать в классы со стационарным проектором. Следующая находка — технология распознавания QR-кодов социального сервиса Plickers для фронтального опроса и актуализации материала предыдущих уроков.

Каждый ребенок получает бумажную карточку с QR-кодом, поворачивая которую, выбирает свой вариант ответа (A, B, C, D). Сервис оптимизирует время на опрос и дает возможность технологического подхода в классе, где не у всех есть смартфоны. Для использования Plickers детям они не нужны, учителю достаточно навести камеру с захватом всего класса или медленно провести панорамную съемку, чтобы получить результаты.
Во время урока

Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа. Приложение обеспечивает и вау-эффект: на экране смартфона учителя в режиме онлайн над каждым учеником загорается красная или зеленая лампочка-маркер в зависимости от правильности ответа. Просто не забудьте показать ребятам скрин экрана своего смартфона.

5. Kahoot для групповой работы

Еще один ресурс, которым мы пользуемся, – Kahoot! Разница с Plickers в том, что здесь добавляется интерактивное взаимодействие с учащимися через смартфон, имеющий доступ в интернет. На экране высвечивается вопрос, ученик выбирает на своем устройстве вариант, представленный геометрической фигурой. Так как не у всех учеников есть смартфоны, класс делится на группы. Три или четыре смартфона на класс — вполне достаточно, а интернет раздаю со своего телефона.

Сервис эффективен, когда мы актуализируем старую информацию или подводим итоги по пройденному материалу текущего урока. Темп выполнения тестов регулируется временным пределом для каждого вопроса.

Кроме этого, Kahoot! показывает рейтинг выполнения заданий, а работа в группах позволяет нам уйти от индивидуальной соревновательности к командному взаимодействию в группах, и победителя мы чествуем как эффективную команду.

6. Mentimeter для обратной связи

Я часто запрашиваю у учеников обратную связь и узнаю как об их настроении, эмоциях в начале урока, так и об итогах занятия. Для этого мы пользуемся сервисом Mentimeter. Он позволяет внести через смартфон ответ на вопрос в виде слова, преобразует полученную информацию в облако слов и синхронизирует с изображением на проекторе. Чем чаще повторяются слова, тем крупнее шрифт отдельных слов в облаке.

Мы используем два подхода: в настройках я увеличиваю максимальное количество вводимых с одного устройства слов до 3-5 единиц, и дети вводят их в группах с одного устройства, либо по договоренности с владельцами смартфонов мы организуем интерактивные станции в классе, и дети выбирают ближайшую к ним точку ввода.

7. SurveyMonkey для опросов

Для обратной связи, выбора или увеличения привлекательности отдельных учебных проектов мы также работаем с сервисом SurveyMonkey. Дети обожают короткие, но емкие опросы, выбор топ чего-либо, а также ценят, когда я начинаю следующий урок с разбора их обратной связи.

Преимущество сервиса — возможность пройти опрос вне урока и задействовать домашние гаджеты, если они есть. Для детей, у которых такой возможности нет, я создаю точку доступа в отдельном классе на больших переменах. Они договариваются об очередности самостоятельно: четко и оперативно. Отлично воспринимаются и аналогичные базовые опросы в группах ВК.

8. СlassDojo для оценки работы в режиме реального времени

С тех пор, как школа перешла на электронный формат классного журнала, мы с ребятами начали тестировать интересный инструмент для оценки работы класса в режиме реального времени – ClassDojo. Сервис работает как система игровых рейтингов в виде бейджей двух категорий: положительных («Отличная работа!», «Спасибо за участие!», «Славно потрудился!») и отрицательных («Перебивал одноклассников», «Слабо подготовился», «Не выполнил домашнее задание»).

Для бейджа можно выбрать иконку и отредактировать его название. Так маломотивирующий журнал учителя превращается в интерактивный сервис. При этом неравномерную техническую возможность входа учащихся в систему можно смягчить изготовлением бумажных наклеек – аналогов бейджей из СlassDojo.

***

В ходе работы в школе ко мне пришло осознание, что отсутствие оборудованного класса — не приговор. В сети постоянно появляются простые и эффективные решения для создания интерактивной среды в классе. Единственное ограничение — фантазия: ваша и ребят вокруг вас. Не бойтесь пробовать новое на пути к тому, чтобы сделать процесс обучения увлекательным, мотивирующим и результативным.

1 октября программа «Учитель для России» открыла пятый юбилейный набор участников. Подавайте заявку на сайте программы и присоединяйтесь к сообществу единомышленников, меняющих российскую систему образования изнутри.

Ссылка на источник - https://rb.ru/opinion/tehnolog...